Традиционные еврейские праздники и даты - статьи |
Рош-а-Шана - день рождения… нашего мира. Именно так об этом говорится в праздничных молитвах: "Этот день - начало Твоих деяний". На самом деле это не совсем так. Если быть точным, то Рош-а-Шана соответствует шестому дню творения - кануну Субботы, когда был создан первый человек - Адам. Однако в тексте молитвы нет ошибки: создание человека завершает весь процесс творения. И хотя, согласно устной традиции, все было сотворено уже в первое мгновение, в полной мере замысел Творца воплотился в создании Адама. "Я создан лишь для одной цели - служить своему Творцу" - говорят Мудрецы. Всевышний создал весь этот огромный и величественный мир с единственной целью: чтобы человек довел его до совершенства и сделал пригодным для Творца. Весь процесс творения начался с того, что Всевышний "возжелал иметь для себя "жилище" в нижних мирах", т.е. в нашем материальном мире, который полон зла и нечистоты. Но по-настоящему этот замысел начал осуществляться только с появлением на "сцене" мира главного действующего лица - первого человека Адама. В Рош-а-Шана мы тоже начнем строить свой собственный новый мир - мир, в котором найдется место для другого еврея, мир в котором есть Тора и заповеди, Грядущий мир полного Избавления.
Коронация.
Каким был первый поступок, первый акт служения вновь сотворенного человека? Он провозгласил Творца Царем этого мира, и призвал все сущее преклониться перед Всевышним, словами: "Пойдемте, преклоним колени, поклонимся и вознесем благословения перед Всевышним, нашим Создателем!" Даже великий царь нуждается в народном признании, именно народ, его подданные делают его царем. Поэтому каждый год еврейский народ снова провозглашает Всевышнего Царем и признает полную Его власть над своими творениями. Торжественные звуки Шофара подобны тем трубным звукам, которые в древности сопровождали обряд коронации и восшествие царя на престол. В Рош-а-Шана Шофар снова возвестит всему миру, что у нас есть Царь - Творец этого мира. И все народы признают его царскую власть. В этом же состоит главная функция еврейского царя. Царская власть олицетворяет собой власть небесного Царя. Сказано: "Царство земное есть отражение царства небесного". Но в полной мере эти два понятия: "царство земное" и "Царство небесное" соединятся с приходом нашего праведного царя-Мошиаха уже в этом году. Мы верим, что в следующем году, который называется "годом всеобщего собрания" - "шнат-ѓакѓель" (на исходе "седьмого" года "шмиты") - мы все соберемся в Иерусалиме, чтобы царь читал Тору перед всем народом - это будет уже царь-Мошиах.
Как понять этот отрывок из текста молитв на Рош-а-Шана? О чем идет речь? Ведь то, о чем кто-то помнит, уже не нельзя назвать "забытым". Один из учителей хасидизма так объяснял это место. Всевышний помнит именно о том, что человек склонен забывать. Если еврей "забывает" о своих грехах и не обращает на них внимания, то Всевышний специально "вспоминает" о них и не иначе, как в "День Суда" - Рош-а-Шана. Но если еврей помнит о своих ошибках и прегрешениях, и искренне стремится их исправить, то Всевышний может о них "забыть". Тоже самое и в отношении заповедей. Если мы постоянно напоминаем Творцу о своих добрых делах и поступках, то Он может о них и не "вспомнить". Но если мы служим Ему скромно, не подчеркивая своих заслуг, то Всевышний сам вспоминает о них во время вынесения приговора.
Известна притча Баал-Шем-Това, который сравнивал звуки Шофара с плачем ребенка, который кричит, обращаясь к своему отцу: "Папа! Папа! Спаси меня!" В 1880 году перед Рош-а-Шана 4-й Любавичский Ребе - рабби МАГАРАШ объявил своим хасидам, что Баал-Шем-Тов своим примером хотел подчеркнуть не столько важность самих слов (слова при этом могут быть и другими), сколько сам крик души о помощи, обращенный к отцу. В результате такого бурного праздника Рош-а-Шана, какой был в том памятному 5640-м году, Любавичи еще не знали!
Когда я думаю о первых шагах на своем еврейском пути, мне вспоминаются мои Учителя, которые помогали добраться до заветной цели. Одним из них безусловно был, благословенной памяти, рэб Гече Виленский. Он сумел увлечь за собой в мир "идишкайт" (еврейства) много таких как я. А как он умел петь! Своим хриплым, надсаженным голосом, с непередаваемой интонацией и удивительной глубиной чувства. Пел он не часто, но если уж он пел, то все как-то сами собой замолкали. Среди его песен был "нигун" (напев), который мне довелось слышать только один раз, пел он на идиш, который я тогда практически не понимал. Называлось это "адишэ тройка" ("Еврейская тройка")... Тащится, тащится по российской разбитой дороге еврейская тройка. Современные модные пролетки и роскошные кареты обгоняют ее, обдавая грязью, а она упорно продвигается вперед. Не одну тысячу лет едет эта повозка, громыхая по камням истории, запряженная тройкой верных лошадей. Без устали тянут нелегкий груз еврейства три верные лошадки: Раскаяние ("тшува"), Молитва ("тфила") и Цедока (помощь ближнему). Именно эти три заповеди приобретают особый смыл и значимость в преддверии Рош-а-Шана и Йом-Киппур. Такой огромной духовной силой обладают эти заповеди, что способны изменить даже нашу судьбу и отменить "дурное предначертание"! Не стоит пренебрегать ими, особенно перед "Днем суда".
Пока тихо горят ханукальные свечи, давайте перелистаем страницы нашей с вами истории и вспомним некоторые эпизоды тех далеких дней, отсвет которых наполняет сегодня нашу комнату.
Ханука - праздник Света, праздник силы еврейского духа и твердости веры, праздник преданности еврейского народа своей Торе.
В основу праздника легли исторические события, связанные с героической борьбой еврейских повстанцев против греко-сирийских войск Антиоха IV. Первым ханукальным чудом стала удивительная победа слабо вооруженной, плохо обученной и малочисленной горстки повстанцев над мощной армией противника. Но не только…
По преданию, когда великий полководец Александр Македонский осадил Иерусалим, в последнюю ночь перед решающим штурмом ему во сне явился величественный старец. Он был облачен в великолепные одежды, его лицо светилось, а весь его облик излучал святость.
Когда на следующее утро перед Александром предстали отцы города, в Первосвященнике он узнал того старца из своего вещего сна. И великий Александр Македонский, покоривший полмира, склонился перед еврейским священником. Александр очень бережно обошелся с еврейскими религиозными традициями. Так например он отказался, по настоянию Мудрецов, от намерения установить свою статую в Храме, у других покоренных народов. Вместо этого еврейские Мудрецы обещали увековечить его имя по-другому: еврейским мальчикам, которые рождались в тот год, давали имя Александр. Но то был мудрый Александр Македонский...
После его смерти часть великой империи вместе с Иудеей отошла к Антиоху Эпифану, которого за глаза называли "Эпиманом" - "безумным". Он огнем и мечом насаждал греческий язык и культуру. Это "приобщение" к достижениям цивилизации того времени имело успех среди всех подвластных ему народов. Исключение составила только маленькая Иудея. Когда Антиох понял, что камнем преткновения является еврейская религиозная Традиция и Тора, он попытался запретить и то, и другое: изучение Торы и исполнение некоторых наиболее важных заповедей, например, соблюдение Субботы и обряд обрезания.
Однако результат оказался обратным. Религиозные гонения сделали то, чего не смогли сделать карательные акции, жестокие поборы и репрессии: еврейский народ поднялся на восстание. Такова природа еврейской души: когда в опасности наши жизни - мы обращаем молитвы ко Всевышнему, но когда в опасности наша Тора - мы беремся за оружие.
Восстание поднял старый Матитьягу из древнего рода священников Хашмонаев, а после его смерти возглавил один из пяти его сыновей - Иегуда, по прозвищу "Маккаби", что на иврите означает "молот". Но вместе с тем это еще и аббревиатура выражения "Ми Камоха Баэлим, Ѓашем!" - "Кто подобен тебе, Все-вышний!". Таков был боевой клич у повстанцев-Маккавеев, которые шли в бой с именем Все-вышнего на устах.
Эта борьба была обречена на поражение с самого начала. Когда Матитьягу с мечом в руке бросился на вероотступника, который по приказу греков готов был возложить на жертвенник нечистое животное, им двигал не холодный расчет, а горячее чувство оскорбленной веры. Это же чувство толкало еврейских женщин идти со своими новорожденными детьми в Иерусалим для совершения обряда обрезания - на верную гибель, а мужчин - примкнуть к восставшим, хотя это была и безнадежная борьба.
Вопреки всем законам, несмотря на подавляюще превосходство греко-сирийских войск в численности и вооружении, армия Маккавеев победила. Когда еврей готов пойти на все, даже на самопожертвование, ради того, чтобы сохранить верность еврейству, Творец тоже делает все возможное, чтобы прийти на помощь. Он на время отменяет законы природы, установленные им самим, и посылает чудо. И это чудо произошло. Об этом сказано в наших молитвах: "Ты отдал сильных в руки слабых, и многочисленных в руки немногих, и злодеев в руки праведных, и злоумышленников в руки изучающих Тору..."
В 139 г. до н.э., 25 числа еврейского месяца Кислев евреи смогли наконец приступить к восстановлению Храма. После освящения Храма (это действие называется "ханукат а-баит", отсюда название праздника "Ханука", т.е. "освящение") необходимо было зажечь большой храмовый светильник - Менору, а для этого требовалось чистое в ритуальном смысле (приготовленное особым образом и запечатанное Первосвященником) оливковое масло. После долгих поисков был найден лишь один кувшин, которого должно было хватить только на один день горения Меноры. Для приготовления и доставки новой порции масла требовалось 8 дней. Евреи оказались перед выбором: зажигать Менору или повременить и дождаться, когда масла будет достаточно. И опять, как и в начале восстания, логика подсказывала, что правильней будет подождать. Или зажечь "нечистое" масло, что допускал еврейский Закон в подобных случаях. Но и то, и другое решение означало уступку "греческой" философии. Победив греков в вооруженной борьбе, евреи не могли уступить в борьбе еврейского духа с греческим рациональным подходом к жизни. Еврейская вера одержала победу и на этот раз: вопреки логике и здравому смыслу, Менора все же была зажжена чистым оливковым маслом, которое чудесным образом горело восемь дней вместо одного. В память об этом ханукальном чуде еврейские Мудрецы постановили праздновать эти восемь дней - в нашем календаре появился еще один светлый и веселый праздник: "Ханука".
Давайте соберемся все вместе вокруг ханукальных свечей. Пусть будет смех и веселье, пусть дымятся, блестя масляным боком, "латкес" и "суфганийот", пусть крутится маленький ханукальный волчок - "дрейдл", напоминая о мужестве и преданности Торе еврейских детей, и звенят ханукальные монеты - "хануке гелт". И пусть горят ханукальные свечи, разгоняя тьму последнего изгнания и освещая путь нашему праведному Мошиаху уже в эти дни, в это время.Веселой Хануки!
"Да не оставит нас Все-вышный своею милостью, и заслуги наших Праотцов, да не иссякнут, как не переведутся идущие по их стопам, навсегда и вовеки веков. И вот 12 числа месяца Тамуз, на третий день недели (вторник) ... свобода была дарована мне".
"Не только меня избавил Все-вышний 12 Тамуза, но всех, почитающих нашу святую Тору, соблюдающих заповеди и даже того, кто просто называется евреем" (независимо от степени его соблюдения).
"Этот день - день Избавления для всех, кто распространяет знание Торы среди евреев, ибо в этот день стало открыто для всех, .., что действия, направленные на распространение Торы и укрепление веры, разрешены по закону Советского государства(!)" (6-й Любавичский Ребе, рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон)
Когда моего первого учителя, рабби Ури Камышова спросили, как могло случиться, что после полувекового застоя началось возрождение еврейства в коммунистической России, он не стал говорить о "чуде" (хотя это действительно одна из чудесных примет нашего времени), а неожиданно для меня ответил: "Да потому, что она (еврейская традиция) здесь никогда и не прерывалась!".
Только спустя некоторое время я понял всю мудрую простоту этого ответа: да, истерзанное предательской Евсекцией - инквизицией 20-го века, расстрелянное, сосланное, уничтоженное и отрекшееся - российское еврейство, вопреки всему, никогда не прекращало своего полуподпольного существования в бывшем СССР.
Но если это так, то должна была существовать и какая-то удивительная, великая скрытая сила, которая направляла усилия сотен евреев, преданных Торе и готовых идти до конца. Значит, существовал этот, невидимый постороннему глазу, духовный источник, который питал нашу веру и укреплял наши сердца.
И такой неиссякаемый источник действительно существовал - это Любавичский Ребе. Вначале - шестой Любавичский Ребе, рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, а после - его зять и приемник - 7-ой Любавичский Ребе, Менахем Мендл. Хотя, когда мы говорим просто Ребе - мы понимаем, что это - одно лицо...
Когда-то в глубокой древности, когда рать шла на рать, и сходились они в чистом поле, тогда от каждого стана выходил один богатырь. И бились они пред лицом всего войска, а потом сходились бойцы в смертельной схватке...
В 20-ом веке героика сильно изменилась: вместо "чистого поля" - тюремные застенки, вместо "доблестных воинов" - подручные ГПУ, нацеленный на подавление всякого инакомыслия, и религиозного - в том числе. А со стороны Торы, со стороны святости - Ребе, которого тюремные работники именовали презрительно - старик. Что он мог, этот пожилой, очень больной человек, который всю свою жизнь провел среди своих друзей, учеников и единомышленников?..
В этой борьбе Ребе противостояла страшная, разрушительная машина ГПУ, которая перемалывала судьбы и жизни, калечила души. Свет еврейской традиции - против бездуховности марксистской идеологии "Эсава-Эдома" (родной брат Яакова - Эсав, который тоже полагался на грубую силу в ущерб духовности, был, как известно, прозван "Эдом", т.е. "красный"). И один против всех - Ребе победил!
1920 год (5680) - после кончины отца, 5-го Любавичского Ребе, рабби Шолом Дов-Бера Шнеерсона (Ребе РАШАБ), руководство еврейским народом переходит к 6-ому Ребе, рабби Йосефу Ицхаку Шнеерсону.
1927 год (5687), 15 Сивана, Ленинград. В полночь, в квартиру, где проживал Ребе, врываются сотрудники ГПУ. Ребе был арестован и заключен в камеру в Шпалерной тюрьме. Две недели допросов и истязаний, Ребе борется за свои права, объявляет голодовку(!) с требованием вернуть ему молитвенные принадлежности.
Ребе приговаривают к расстрелу ("В течение 24 часов ты будешь расстрелян" - кричал следователь), В последнюю минуту расстрел заменяют 10 годами ссылки на Соловки. Этот приговор, в конце концов, был заменен 3 годами ссылки в Кострому.
3 Тамуза - Ребе покидает тюрьму и отправляется поездом в Кострому.
12 Тамуза - известие о его полном освобождении.
13 Тамуза - Ребе уже в кругу своих единомышленников и хасидов.
1927 (5680) год, после окончания Осенних праздников, Ребе вместе с семьей и будущим зятем - нынешним Ребе, навсегда покидает Россию.
1950 год (5710), 10 Швата - после кончины 6-го Любавичского Ребе, руководство движением ХаБаД переходит к его зятю, нынешнему Ребе.
Во время допроса следователь, взбешенный стойкостью Ребе, неожиданно выхватил наган и поднес к самому его лицу, со словами: "Смотри, эта игрушка сумела многим развязать язык!" На что Ребе спокойно возразил: "Эта игрушка может испугать лишь того, у кого много богов и только одна жизнь (намекая на своих следователей). Но того, у кого один Б-г и две жизни (в этом мире и в грядущем) - она не напугает". Ребе произнес эти слова с такой твердостью и внутренней верой, что даже следователь понял, что угрозы бесполезны и вынужден был убрать свою "игрушку".
История, которую рассказал Ребе РАЯЦ своим следователям в Шпалерной тюрьме.
"Однажды к Цемах Цедеку (3-ий Любавичский Ребе) пришел один просвещенец, апикойрес(1)"."Наверно, такой же апикойрес, как и я" - усмехнулся Нахмансон, который немного был знаком с еврейской традицией. "Нет, - ответил Ребе, - тот апикойрес хотя бы разбирался в еврейских религиозных книгах. Ты же просто гой по сравнению с ним"."Так вот, - продолжал Ребе, - этот апикойрес спросил Ребе, почему в одном месте в Свитке Эстер слово "иеѓудим" (иудеи) написано через две буквы "йюд", а в другом месте - через одну?
Ребе ему ответил, что две буквы "йюд" (численное значение этой буквы = 10) указывают на добрые и дурные побуждения, которые есть в душе каждого еврея (10 качеств души). Были в Шушане верующие евреи, были и ассимилированные, неверующие. Но Аман хотел уничтожить всех, для него не существовало "хороших" евреев. Однако дальше встречается написание через одну букву "йюд". Это потому, что когда евреи столкнулись со смертельной опасностью, даже апикойресим поменяли свои убеждения и вернулись к Торе". "И вы тоже, - закончил Ребе, обращаясь к своим мучителям, - когда вас настигнет ваше собственное зло, и вам выпадут такие же страдания - вы тоже станете другими".
История с Цемах Цедеком и апикойресом закончилась поучительно. "На прощание" Цемах Цедек сказал: "Тебя ожидает тоже самое, что евреев Персии. Когда у тебя случится кадахас (лихорадка, в идишистской культуре - символ непрекращающихся несчастий), ты тоже станешь другим". Этих слов праведника было достаточно, чтобы апикойрес действительно вскоре заболел лихорадкой на три месяца. В результате он изменил свои убеждения и стал религиозным человеком.
Потомкам и идейным последователям Лулава и Нахмансона - коммунистам и чекистам, потребовалась 70 лет "кадахас" Советской власти, чтобы поменять свои взгляды и измениться самим. Впрочем, это не удивительно. Ведь у них был хороший "советник": 6-ой Любавичский Ребе.
И вот мы у цели! Пройден путь длинной в семь недель, который казался нам таким долгим, и вот мы стоим у подножия горы Синай, с трепетом и надеждой ожидая Дарование Торы. Путь из Египта закончился здесь, в Синайской пустыне, исход из рабства привел к истинной свободе - обладанию Торой. Праздник Шавуот называют еще "Ацерет", т.е. торжественное "собрание", которое завершает семь дней пасхальной недели, подобно тому, как Шмини Ацерет завершает празднование Суккот.
Название праздника "шавуот" - "недели", связано с отсчетом семи недель (49 дней) от второго дня Песах. На 50-тый день наступает праздник, причем в древности, во времена Храма этот день мог выпадать на 5, 6 или 7 Сивана, в зависимости от количества дней в месяцах Нисан и Ияр. Существует и другое объяснение этого названия, как производное от слова "швуот" - "клятвы". Все-вышний поклялся, что не оставит заботой свой народ и не "променяет" его ни на какой другой, а еврейский народ дал ответную клятву - быть верным своему Небесному Отцу, хранить и соблюдать его Тору.
Центральным событием праздника является конечно Синайское откровение. Этому соответствует одно из названий праздника: "зман матан Торатэну" - "время дарования нам Торы". Но не только.
Праздник Шавуот называют также "хаг ѓа-бикурим" - "праздником первых плодов", т.е. плодов нового урожая, которые евреи должны были приносить в Храм начиная с праздника Шавуот. К "бикурим" или "первинкам" относятся те виды, которыми благословенна Земля Израиля: виноград, инжир, финики, маслины, гранат, а также пшеница и ячмень. Также с урожаем связано еще одно название: "хаг ѓа-кацир" - "время жатвы пшеницы". Именно к этому времени (начало израильского лета) поспевает урожай пшеницы. Из муки первого обмолота пекли две халы, которые и отдавали в качестве подношения в Храм. Кстати, все основные события книги "Рут", которую читают во время праздника, происходят во время жатвы пшеницы.
Символичен сам переход от сбора ячменя в Песах, который главным образом шел на корм скоту, к сбору пшеницы в Шавуот, из которой, как известно, выпекают хлеб - "человеческую" пищу. За этот период в 49 дней мы стараемся возвыситься духовно, исправляя в себе животные черты и склонности, чтобы пройти путь от скотской психологии египетского раба до самоощущения истинно "свободного" человека, способного достойно принять Учение из рук Творца и служить ему!